" Ничто не дается так дешево и не
ценится так дорого, как вежливость"
(М. Сервантес)
|
Общение
...Только золотая посредственность
пользуется завидною привилегией никого не раздражать и не иметь врагов
и противников.
В.Г. Белинский ("Взгляд на русскую литературу",1847)
Правила
обращения
Правила
ведения беседы
Правила
ведения телефонных разговоров
Правила
приветствия
Правила
знакомства и представления
Как
правильно делать подарки
Денежные отношения
|
Правила обращения
|
Сегодня, как и сто лет назад, поспешная фамильярность
так же неприятна многим людям, как и излишняя назойливость.
Поэтому не торопитесь переходить на "ты" с вашими
новыми знакомыми. |
|
Обращением "ты" можно без
сомнения пользоваться, если вы беседуете с близким, хорошо знакомым
вам человеком, в неофициальной обстановке. |
|
Твердых правил, как можно перейти
на "ты", не существует. Это зависит от многих причин.
Инициатива и право перехода на "ты" принадлежит женщине
и старшим по возрасту. |
|
К незнакомому человеку можно обратиться
со словами: "гражданин", "господин", "девушка",
"молодой человек"... Честно говоря, в сегодняшней
России нет устоявшейся формы такого обращения. И надо признать,
что некоторые из названных слов в конкретных случаях не совсем
удачны. Потому мы часто обращаемся к незнакомому человеку просто
с фразой: "извините..." или "позвольте..."
или "будьте так добры...". |
|
Не спешите превратить только что
состоявшееся знакомство в дружбу. Это может выглядеть назойливо.
|
|
Избежать недоразумений
в обращении с только что познакомившимся человеком позволяют
визитные карточки. В зарубежных странах визитные карточки очень
распространены. Их размер и шрифт не регламентируются строгими
правилами.
Вручая кому-либо свою визитную карточку, вы показываете стремление
поддерживать деловые и личные контакты и в будущем. назад |
|
|
Правила ведения беседы
|
Умение общаться - это прежде всего умение вести
беседу. Тут тоже существуют общепринятые правила. |
|
Научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая
его. Ибо умение внимательно и терпеливо выслушать человека,
с которым вы беседуете, показав при том благожелательность,
симпатию, сочувствие к нему, - это истинный талант. К счастью,
этот талант не врожденный: каждый может воспитать его в самом
себе и в своих детях. |
|
Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в
глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание.
Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям
легкими кивками головы или какими-нибудь словами-замечаниями.
Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав
говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать
говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать,
рыться в карманах или в сумке, вступать параллельно в разговор
с другим человеком. Если собеседник злоупотребляет вашим вниманием,
можно вежливо извиниться и сказать, что вы сейчас, к сожалению,
заняты и разумнее перенести разговор на другое время. |
|
Случается, что в беседе участвуют несколько человек.
В этом случае тема должна быть интересной и понятной для каждого
из собеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях
специальные вопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе
сенсационные, но не достоверные новости. Некрасиво говорить
намеками, понятными лишь отдельным собеседникам. Не стоит предаваться
длительным воспоминаниям о прошлом, увлекаться бесконечными
монологами. |
|
Плох собеседник, ведущий разговор лишь для того,
чтобы выговориться самому. В конечном счете он-таки останется
без слушателей. |
|
Избегайте замечаний, которые могут
больно ранить чувства собеседника, не злоупотребляйте колкостями.
|
|
Очень важно следить за тем, как собеседник
реагирует на ваши слова. Ведь обидеть можно не только текстом,
но и подтекстом. |
|
В спорах тщательно выбирайте формулировки.
Старайтесь соблюдать элементарное уважение к собеседнику в любой
ситуации. |
|
Помогайте включиться в общую беседу
тем, кто только присоединился к разговору и еще не сориентировался
в обстановке. |
|
Беседы во время еды не должны портить
аппетита окружающим. |
|
Говорите всегда по существу вопросов,
наблюдайте, слушает ли вас собеседник. Неплохо иногда похвалить
его рассуждения. Некрасиво перебивать собеседника, особенно
если он преклонного возраста. Не следует подсказывать или поправлять
рассказчика. |
|
Отрицательное впечатление производит
вычурность, неестественность, излишняя театральность, насыщение
речи вульгарными и "сорными" словами (типа "так",
"вот", "так сказать"), мычание при подборе
нужного слова. |
|
Обязательной нормой общения является
умеренная громкость высказывания. Ничто не может оправдать шумливость
и крикливость речи. Нет смысла повышать голос даже в споре,
так как крик не добавляет убедительности аргументам. |
|
Не стройте из себя всезнайку. Если
возможно, постарайтесь заранее подготовиться к намеченной беседе,
поинтересуйтесь увлечениями вашего собеседника. |
|
При вынужденном общении (например,
вы едете в одном купе поезда или в одной каюте парохода) разговор
должен быть легким, неназойливым. Если ваш спутник - воспитанный
человек, но в данный момент он не склонен беседовать, он вам
вежливо даст понять, коротко отвечая на ваши вопросы. |
|
Очень опасны крайности в области общения.
|
|
Если мрачное молчание угнетающе действует
на вашего соседа, то чрезмерная откровенность и посвящение его
во все ваши дела тоже совершенно неуместны. Такие случаи часто
бывают среди женщин. Таких женщин неудержимо тянет во время
путешествий немедленно изложить соседям все состояние дел: откуда
и куда они едут, зачем, каково их семейное положение, судьба
их родственников и т.д. |
|
Конечно, человек имеет право на откровенность,
однако следует контролировать свой разговорный зуд. |
|
Не следует в целях поддержания разговора
забрасывать собеседника вопросами анкетного характера. Такие
вопросы, напоминающие разговор со следователем, настораживают
собеседника. |
|
Испытанным средством снятия напряжения
в споре или простой беседе является юмор. Однако помните, что
излишний юмор, остроты и анекдоты не всегда уместны. назад |
|
|
Правила ведения телефонных разговоров
|
На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте
сразу. |
|
Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем
обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если,
не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь
сообщение. |
|
Не набирайте номер по памяти, если не уверены
в его правильности. |
|
Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером
после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы
точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать). |
|
Если во время разговора телефон случайно отключился,
перезванивает тот, кто звонил. |
|
Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто
говорит?" |
|
Частные разговоры неудобно вести в присутствии
других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь,
есть ли возможность говорить. |
|
Не звоните без крайней необходимости на работу
по личному делу. |
|
Говорите на работе по телефону коротко. |
|
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо.
Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной
раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер
телефона. |
|
Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте
спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно
покидать вас (если такая потребность не становится очевидной).
|
|
Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте
трубку. |
|
Учитывая возможность неверных соединений телефонных
номеров по техническим причинам или по вашей собственной ошибке,
нелишне, прежде чем давать указания и распоряжения, осведомиться,
туда ли вы попали. |
|
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает
в нашей речи - "извините", "пожалуйста"
и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах.
|
|
Человеку, которому не хочется попасть в глупое
положение, следует помнить еще одно обстоятельство: даже хорошо
вам знакомые люди бывают в различном настроении в зависимости
от обстоятельств и самочувствия. Поэтому если вы при разговоре
хотите пошутить, постарайтесь по интонации определить их настроение,
а потом уже вести разговор в уместном тоне. |
|
Не обременяйте своих друзей или родственников
по телефону своими неприятностями, жалобами на болезнь, рассказами
об огорчениях, которые доставили вам муж или дети, не обсуждайте
в течение часа очередную покупку и т.д. Разговор по телефону
должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым. |
|
Тем более если вы звоните по телефону-автомату.
Помните: другие ждут своей очереди. Но ожидающие не должны мешать
разговору: не ворчать, терпеливо дожидаться своей очереди. Некоторые
телефоны-автоматы, имеющие ограничители, сами дисциплинируют
нас. |
|
И последнее. Даже если вы чем-то обижены и очень
разгневаны, воздержитесь, пожалуйста, от криков и угроз по телефону.
Постарайтесь вести себя корректно. назад |
|
|
Правила приветствия
|
Международный этикет приветствий, как правило,
одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу
доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра
и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее
подходит к данной ситуации. |
|
В приветствии постарайтесь выразить свою доброжелательность
и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не поленитесь
улыбнуться человеку или людям, к которым вы обращаетесь. |
|
Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой
- со старшим, проходящий - со стоящим на месте. Первой здоровается
женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве
или с другой женщиной. |
|
Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается
жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном.
|
|
Рукопожатие - традиционный, символический жест.
Смысл древнего обычая подавать правую руку для приветствия -
показать, что в ней нет оружия. В наше время без рукопожатия
можно обойтись (особенно если часто приходится вступать в контакт).
Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие
не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни
безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие
должно быть коротким. |
|
Если, войдя в комнату, где находится несколько
человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком,
этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным.
При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку
(варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать.
|
|
Когда мужчину представляют женщине, она первой
предлагает ему руку. Более пожилые тоже в этом имеют приоритет.
|
|
Приветствовать знакомых, сидя за столиком в ресторане
или кафе, можно только кивком головы. Старшим по возрасту и
женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если
вы находитесь в обществе дамы, то привставать не надо. |
|
Нарушением этикета считаются шумные приветствия.
Не привлекайте внимания всех присутствующих к вашему появлению
и приветствию. |
|
Приветствие является приличным и вполне допустимым
способом вступить в разговор или завязать знакомство. назад |
|
|
Правила знакомства
и представления
|
Младших по возрасту представляют или, при необходимости,
они сами представляются старшим. То же при очевидной разнице
в общественных положениях: младший представляется старшему.
|
|
Женщина, вне зависимости от возраста и положения,
никогда не представляется мужчине первой. |
|
Из последнего правила могут быть исключения, например
если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.
|
|
Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас,
постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство,
начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для
вас положительное продолжение. |
|
Первым подает руку человек, которому представили
другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему
(не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот).
Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно
ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.
|
|
Когда представляют мужчину, он должен встать.
Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей
женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.
|
|
В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей
друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.
|
|
Трудности знакомства возникают, если
один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае
не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми
знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома
представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший
может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.
|
|
Если вы пришли с женой, то, как правило, вас должна
представить жена, а не вы ее. Она также первой здоровается с
хозяйкой и хозяином. |
|
Если возникла необходимость быть представленным,
а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует
просто подать руку и четко назвать себя. |
|
Своих жену, мужа, дочь, сына представляем словами:
"моя жена";, "мой сын". Знакомство с матерью и отцом - исключение
из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.
|
|
Представляя человека, следует четко
произносить его имя и фамилию. |
|
Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве
называть только имя. |
|
Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу:
"Это мой друг". Такое подчеркивание личных отношений может обидеть
остальных. Просто назовите имя. назад |
|
|
Как правильно делать
подарки
|
Мы привыкли делиться своей радостью с близкими
и, следуя прекрасной традиции, дарим друг другу подарки. |
|
Поводом для них могут быть: день рождения, 8 Марта,
Новый год, новоселье, свадьба (не только у близких родственников,
но и у знакомых). Своим подарком мы подчеркиваем нашу любовь
и внимание к дорогим нам людям. |
|
К выбору подарка надо отнестись внимательно. Тут
понадобятся ваша выдумка и фантазия, изобретательность и остроумие
- словом, есть возможность показать, на что вы способны! |
|
Не советуем вам кидаться на поиски подарка в самую
последнюю минуту. Второпях можно приобрести нечто несуразное.
Разумней к праздничному событию подготовиться заранее: изучить
вкусы, интересы человека, которому вы собираетесь преподнести
подарок. |
|
Подарки для официальных случаев:
цветы (в корзине или срезанные), подарочное книжное издание,
хрустальная посуда, настенные часы, радиоприемник, дорогие конфеты.
Гастрономические подарки: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад,
домашнее варенье. |
|
Косметика: хороший одеколон, лосьон, духи, пудра,
косметичка, набор теней, редкий шампунь. С этими подарками надо
быть достаточно осторожным. Знать, что человек, которому вы
намерены их преподнести, не страдает аллергией и готов употреблять
косметику. |
|
Одежда и аксессуары: шарф, перчатки, мужская рубашка,
сумка, тапочки, носки, головной платок, запонки, бижутерия,
маникюрный набор, портмоне. |
|
Живые подарки: котенок, щенок, птицы, рыбки. По
согласованию с будущим хозяином! |
|
Практичные подарки: утюг, термос, чайник со свистком,
сервиз, скатерть с салфетками. |
|
При возвращении из командировки или путешествия
родственникам, близким друзьям привозят небольшие сувениры или
открытки. |
|
Подарок выбирают в зависимости от того, кому он
предназначается - родственнику или знакомому, другу или чужому
человеку, которому вы хотите выразить свою благодарность или
оказать внимание. |
|
Старайтесь не делать подарков с назидательной
целью. |
|
Не делайте анонимных подарков - они заставляют
получателя долго теряться в догадках. |
|
Стоимость подарка, как правило, никакого значения
не имеет и зависит только от ваших возможностей. Если здесь
и есть ограничения, то они касаются лишь дорогих подарков: их
не следует дарить людям, которые, как вам заведомо известно,
не смогут ответить тем же и от этого будут чувствовать стесненно.
Но, с другой стороны, преподнося слишком пустяковый подарок,
вы обращаете внимание на вашу чрезмерную бережливость. |
|
Очень распространены дорогие коллективные подарки,
которые чаще всего преподносят людям на новоселье, свадьбу,
юбилей. |
|
Детям очень легко доставить удовольствие - они
рады любой книжке, конфетам, игрушке. Своим подарком вы сможете
повлиять на формирование интересов ребенка: глобус вызовет увлечение
географией, набор марок положит начало коллекции, теннисная
ракетка или коньки могут привлечь ребенка к спорту. Не рекомендуется
дарить детям деньги. Только когда вы уверены, что они будут
потрачены на нужную вещь, может быть сделано исключение. |
|
Супруги не должны забывать хорошую традицию делать
друг другу подарки по разным поводам. Они в основном обмениваются
практическими предметами, тем более выбрать им подарки легко,
так как они знают, что нужнее всего и что доставит удовольствие.
И никак нельзя обойтись без букета цветов. |
|
Один из самых универсальных подарков - книга.
Ее можно преподнести любому человеку и по любому поводу. Постарайтесь
выбрать подарочное, красиво оформленное издание, любое новое,
недавно вышедшее издание. |
|
Не советуем женщине дарить мужчинам галстуки (редко
удается угодить). Точно так же мужчина никогда не угадает цвет
губной помады. Поэтому при выборе подарков косметические товары
старайтесь выбирать, согласуя с дамой. |
|
Очень редко дарят мужчинам сладости - конфеты,
торты и т.п. Этот обычай существует, видимо, потому, что лакомство
как-то не вяжется с представлением о мужественности, хотя далеко
не все мужчины так уж равнодушны к сладкому. |
|
При выборе подарка подумайте и о возрасте людей,
кому вы ищете подарок. Это не значит, что есть вещи, специально
предназначенные для молодых и пожилых, но надо проявить известный
такт, чтобы не поставить старого человека в неловкое положение
слишком ярким галстуком или не обидеть женщину, подарив ей ткань
на платье со "старушечьим" рисунком. |
|
Нельзя дарить животных, не обговорив заранее эту
затею с именинником. |
|
Откровенная практичность сквозит в том случае,
если вы дарите деньги. Несомненно, такой подарок всегда полезен,
но лишен привлекательности. Старайтесь этот прием практиковать
редко и только по отношению к молодежи (например, как подарок
молодоженам на свадьбу). |
|
Белье (постельное) дарят только близким членам
семьи или на свадьбу. |
|
Соблюдайте осторожность и чувство такта с подарками
юмористического характера. |
|
Помните, что некоторые виды подарков связываются
с народными приметами: носовые платки располагают к ссоре или
слезам, не принято дарить на свадьбу острые и режущие предметы.
|
|
Важно красиво и со вкусом оформить подарок: завернуть
в яркую красочную бумагу, перевязать цветной ленточкой. Не забудьте
по возможности удалить из подарка ценник или чек. Чек может
быть сохранен лишь в том случае, если в качестве подарка выступает
предмет, проданный с гарантийным сроком службы. |
|
Совсем непростой вопрос, как дарить подарок. От
того, как вы преподнесете свой подарок, зависит и то, какой
он произведет эффект. Играет роль, как вы передадите подарок
- лично или через кого-то. Постарайтесь, чтобы ваш подарок не
пришел с опозданием. |
|
При вручении подарка не стоит украдкой
класть его куда-нибудь в уголок, а надо вручить, здороваясь
с хозяином (именинником) или сразу после того, как вы разденетесь.
Не забудьте при этом сказать несколько теплых слов.
Важно уметь не только дарить, но и принимать подарки. |
|
Вежливый человек, получив подарок, тут же, в присутствии
дарившего, развернет его, похвалит и поблагодарит. |
|
Очень невежливо отложить подарок, даже не развернув
его. Если даже подарок пришелся вам не по вкусу, постарайтесь
даже намеком не обнаружить недовольство. |
|
Старайтесь любой подарок принимать с улыбкой.
|
|
Если женщине преподнесли цветы, то она должна
тотчас поставить их в вазу - просто положить их было бы невниманием
с ее стороны. |
|
Выражайте благодарность и восхищение дарившему
так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными
подарками или вообще без них. |
|
Если вам преподнесли конфеты или торт, не забудьте
угостить присутствующих. |
|
Если вы почему-либо не считаете возможным принять
подарок, то откажитесь от него решительно, но тактично, сохраняя полное
спокойствие. Неверно было бы сначала колебаться, а потом все-таки
принять подарок. Если вы бесповоротно решили не принимать подарка
(не хотите чувствовать себя обязанным), то должны найти достаточный
аргумент, объяснить отказ твердо, но вежливо. назад |
|
|
Денежные
отношения
|
Во все времена и у всех народов в этих вопросах
уважалась точность, честность, щепетильность. |
|
Если у вас имеются перед кем-либо денежные обязательства,
они должны быть выполнены в срок. |
|
В случае же когда по какой-либо весьма-весьма
уважительной причине вы не можете этого сделать, обязательно
сообщите о том тому, кому надобно сообщить. И уточните с его
разрешения возможность или невозможность перенести этот срок.
|
|
В последнем случае вы обязаны сдержать свое слово.
Противное считалось и считается бесчестным и безнравственным.назад |
|
|