" Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость"

(М. Сервантес)

Общение

...Только золотая посредственность пользуется завидною привилегией никого не раздражать и не иметь врагов и противников.

В.Г. Белинский ("Взгляд на русскую литературу",1847)

Правила обращения

Правила ведения беседы

Правила ведения телефонных разговоров

Правила приветствия

Правила знакомства и представления

Как правильно делать подарки

Денежные отношения

Правила обращения

Сегодня, как и сто лет назад, поспешная фамильярность так же неприятна многим людям, как и излишняя назойливость. Поэтому не торопитесь переходить на "ты" с вашими новыми знакомыми.
Обращением "ты" можно без сомнения пользоваться, если вы беседуете с близким, хорошо знакомым вам человеком, в неофициальной обстановке.
Твердых правил, как можно перейти на "ты", не существует. Это зависит от многих причин. Инициатива и право перехода на "ты" принадлежит женщине и старшим по возрасту.
К незнакомому человеку можно обратиться со словами: "гражданин", "господин", "девушка", "молодой человек"... Честно говоря, в сегодняшней России нет устоявшейся формы такого обращения. И надо признать, что некоторые из названных слов в конкретных случаях не совсем удачны. Потому мы часто обращаемся к незнакомому человеку просто с фразой: "извините..." или "позвольте..." или "будьте так добры...".
Не спешите превратить только что состоявшееся знакомство в дружбу. Это может выглядеть назойливо.
Избежать недоразумений в обращении с только что познакомившимся человеком позволяют визитные карточки. В зарубежных странах визитные карточки очень распространены. Их размер и шрифт не регламентируются строгими правилами.
Вручая кому-либо свою визитную карточку, вы показываете стремление поддерживать деловые и личные контакты и в будущем. назад

Правила ведения беседы

Умение общаться - это прежде всего умение вести беседу. Тут тоже существуют общепринятые правила.
Научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая его. Ибо умение внимательно и терпеливо выслушать человека, с которым вы беседуете, показав при том благожелательность, симпатию, сочувствие к нему, - это истинный талант. К счастью, этот талант не врожденный: каждый может воспитать его в самом себе и в своих детях.
Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы или какими-нибудь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или в сумке, вступать параллельно в разговор с другим человеком. Если собеседник злоупотребляет вашим вниманием, можно вежливо извиниться и сказать, что вы сейчас, к сожалению, заняты и разумнее перенести разговор на другое время.
Случается, что в беседе участвуют несколько человек. В этом случае тема должна быть интересной и понятной для каждого из собеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях специальные вопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости. Некрасиво говорить намеками, понятными лишь отдельным собеседникам. Не стоит предаваться длительным воспоминаниям о прошлом, увлекаться бесконечными монологами.
Плох собеседник, ведущий разговор лишь для того, чтобы выговориться самому. В конечном счете он-таки останется без слушателей.
Избегайте замечаний, которые могут больно ранить чувства собеседника, не злоупотребляйте колкостями.
Очень важно следить за тем, как собеседник реагирует на ваши слова. Ведь обидеть можно не только текстом, но и подтекстом.
В спорах тщательно выбирайте формулировки. Старайтесь соблюдать элементарное уважение к собеседнику в любой ситуации.
Помогайте включиться в общую беседу тем, кто только присоединился к разговору и еще не сориентировался в обстановке.
Беседы во время еды не должны портить аппетита окружающим.
Говорите всегда по существу вопросов, наблюдайте, слушает ли вас собеседник. Неплохо иногда похвалить его рассуждения. Некрасиво перебивать собеседника, особенно если он преклонного возраста. Не следует подсказывать или поправлять рассказчика.
Отрицательное впечатление производит вычурность, неестественность, излишняя театральность, насыщение речи вульгарными и "сорными" словами (типа "так", "вот", "так сказать"), мычание при подборе нужного слова.
Обязательной нормой общения является умеренная громкость высказывания. Ничто не может оправдать шумливость и крикливость речи. Нет смысла повышать голос даже в споре, так как крик не добавляет убедительности аргументам.
Не стройте из себя всезнайку. Если возможно, постарайтесь заранее подготовиться к намеченной беседе, поинтересуйтесь увлечениями вашего собеседника.
При вынужденном общении (например, вы едете в одном купе поезда или в одной каюте парохода) разговор должен быть легким, неназойливым. Если ваш спутник - воспитанный человек, но в данный момент он не склонен беседовать, он вам вежливо даст понять, коротко отвечая на ваши вопросы.
Очень опасны крайности в области общения.
Если мрачное молчание угнетающе действует на вашего соседа, то чрезмерная откровенность и посвящение его во все ваши дела тоже совершенно неуместны. Такие случаи часто бывают среди женщин. Таких женщин неудержимо тянет во время путешествий немедленно изложить соседям все состояние дел: откуда и куда они едут, зачем, каково их семейное положение, судьба их родственников и т.д.
Конечно, человек имеет право на откровенность, однако следует контролировать свой разговорный зуд.
Не следует в целях поддержания разговора забрасывать собеседника вопросами анкетного характера. Такие вопросы, напоминающие разговор со следователем, настораживают собеседника.
Испытанным средством снятия напряжения в споре или простой беседе является юмор. Однако помните, что излишний юмор, остроты и анекдоты не всегда уместны. назад

Правила ведения телефонных разговоров

На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу.
Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности.
Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит?"
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
Не звоните без крайней необходимости на работу по личному делу.
Говорите на работе по телефону коротко.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона.
Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной).
Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку.
Учитывая возможность неверных соединений телефонных номеров по техническим причинам или по вашей собственной ошибке, нелишне, прежде чем давать указания и распоряжения, осведомиться, туда ли вы попали.
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах.
Человеку, которому не хочется попасть в глупое положение, следует помнить еще одно обстоятельство: даже хорошо вам знакомые люди бывают в различном настроении в зависимости от обстоятельств и самочувствия. Поэтому если вы при разговоре хотите пошутить, постарайтесь по интонации определить их настроение, а потом уже вести разговор в уместном тоне.
Не обременяйте своих друзей или родственников по телефону своими неприятностями, жалобами на болезнь, рассказами об огорчениях, которые доставили вам муж или дети, не обсуждайте в течение часа очередную покупку и т.д. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым.
Тем более если вы звоните по телефону-автомату. Помните: другие ждут своей очереди. Но ожидающие не должны мешать разговору: не ворчать, терпеливо дожидаться своей очереди. Некоторые телефоны-автоматы, имеющие ограничители, сами дисциплинируют нас.
И последнее. Даже если вы чем-то обижены и очень разгневаны, воздержитесь, пожалуйста, от криков и угроз по телефону. Постарайтесь вести себя корректно. назад
Правила приветствия
Международный этикет приветствий, как правило, одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее подходит к данной ситуации.
В приветствии постарайтесь выразить свою доброжелательность и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не поленитесь улыбнуться человеку или людям, к которым вы обращаетесь.
Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой - со старшим, проходящий - со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной.
Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном.
Рукопожатие - традиционный, символический жест. Смысл древнего обычая подавать правую руку для приветствия - показать, что в ней нет оружия. В наше время без рукопожатия можно обойтись (особенно если часто приходится вступать в контакт). Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие должно быть коротким.
Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать.
Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку. Более пожилые тоже в этом имеют приоритет.
Приветствовать знакомых, сидя за столиком в ресторане или кафе, можно только кивком головы. Старшим по возрасту и женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если вы находитесь в обществе дамы, то привставать не надо.
Нарушением этикета считаются шумные приветствия. Не привлекайте внимания всех присутствующих к вашему появлению и приветствию.
Приветствие является приличным и вполне допустимым способом вступить в разговор или завязать знакомство. назад
Правила знакомства и представления
Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.
Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.
Из последнего правила могут быть исключения, например если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.
Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.
Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.
Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.
В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.
Трудности знакомства возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.
Если вы пришли с женой, то, как правило, вас должна представить жена, а не вы ее. Она также первой здоровается с хозяйкой и хозяином.
Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.
Своих жену, мужа, дочь, сына представляем словами: "моя жена";, "мой сын". Знакомство с матерью и отцом - исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.
Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.
Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.
Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: "Это мой друг". Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя. назад
Как правильно делать подарки
Мы привыкли делиться своей радостью с близкими и, следуя прекрасной традиции, дарим друг другу подарки.
Поводом для них могут быть: день рождения, 8 Марта, Новый год, новоселье, свадьба (не только у близких родственников, но и у знакомых). Своим подарком мы подчеркиваем нашу любовь и внимание к дорогим нам людям.
К выбору подарка надо отнестись внимательно. Тут понадобятся ваша выдумка и фантазия, изобретательность и остроумие - словом, есть возможность показать, на что вы способны!
Не советуем вам кидаться на поиски подарка в самую последнюю минуту. Второпях можно приобрести нечто несуразное. Разумней к праздничному событию подготовиться заранее: изучить вкусы, интересы человека, которому вы собираетесь преподнести подарок.
Подарки для официальных случаев: цветы (в корзине или срезанные), подарочное книжное издание, хрустальная посуда, настенные часы, радиоприемник, дорогие конфеты.
Гастрономические подарки: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад, домашнее варенье.
Косметика: хороший одеколон, лосьон, духи, пудра, косметичка, набор теней, редкий шампунь. С этими подарками надо быть достаточно осторожным. Знать, что человек, которому вы намерены их преподнести, не страдает аллергией и готов употреблять косметику.
Одежда и аксессуары: шарф, перчатки, мужская рубашка, сумка, тапочки, носки, головной платок, запонки, бижутерия, маникюрный набор, портмоне.
Живые подарки: котенок, щенок, птицы, рыбки. По согласованию с будущим хозяином!
Практичные подарки: утюг, термос, чайник со свистком, сервиз, скатерть с салфетками.
При возвращении из командировки или путешествия родственникам, близким друзьям привозят небольшие сувениры или открытки.
Подарок выбирают в зависимости от того, кому он предназначается - родственнику или знакомому, другу или чужому человеку, которому вы хотите выразить свою благодарность или оказать внимание.
Старайтесь не делать подарков с назидательной целью.
Не делайте анонимных подарков - они заставляют получателя долго теряться в догадках.
Стоимость подарка, как правило, никакого значения не имеет и зависит только от ваших возможностей. Если здесь и есть ограничения, то они касаются лишь дорогих подарков: их не следует дарить людям, которые, как вам заведомо известно, не смогут ответить тем же и от этого будут чувствовать стесненно. Но, с другой стороны, преподнося слишком пустяковый подарок, вы обращаете внимание на вашу чрезмерную бережливость.
Очень распространены дорогие коллективные подарки, которые чаще всего преподносят людям на новоселье, свадьбу, юбилей.
Детям очень легко доставить удовольствие - они рады любой книжке, конфетам, игрушке. Своим подарком вы сможете повлиять на формирование интересов ребенка: глобус вызовет увлечение географией, набор марок положит начало коллекции, теннисная ракетка или коньки могут привлечь ребенка к спорту. Не рекомендуется дарить детям деньги. Только когда вы уверены, что они будут потрачены на нужную вещь, может быть сделано исключение.
Супруги не должны забывать хорошую традицию делать друг другу подарки по разным поводам. Они в основном обмениваются практическими предметами, тем более выбрать им подарки легко, так как они знают, что нужнее всего и что доставит удовольствие. И никак нельзя обойтись без букета цветов.
Один из самых универсальных подарков - книга. Ее можно преподнести любому человеку и по любому поводу. Постарайтесь выбрать подарочное, красиво оформленное издание, любое новое, недавно вышедшее издание.
Не советуем женщине дарить мужчинам галстуки (редко удается угодить). Точно так же мужчина никогда не угадает цвет губной помады. Поэтому при выборе подарков косметические товары старайтесь выбирать, согласуя с дамой.
Очень редко дарят мужчинам сладости - конфеты, торты и т.п. Этот обычай существует, видимо, потому, что лакомство как-то не вяжется с представлением о мужественности, хотя далеко не все мужчины так уж равнодушны к сладкому.
При выборе подарка подумайте и о возрасте людей, кому вы ищете подарок. Это не значит, что есть вещи, специально предназначенные для молодых и пожилых, но надо проявить известный такт, чтобы не поставить старого человека в неловкое положение слишком ярким галстуком или не обидеть женщину, подарив ей ткань на платье со "старушечьим" рисунком.
Нельзя дарить животных, не обговорив заранее эту затею с именинником.
Откровенная практичность сквозит в том случае, если вы дарите деньги. Несомненно, такой подарок всегда полезен, но лишен привлекательности. Старайтесь этот прием практиковать редко и только по отношению к молодежи (например, как подарок молодоженам на свадьбу).
Белье (постельное) дарят только близким членам семьи или на свадьбу.
Соблюдайте осторожность и чувство такта с подарками юмористического характера.
Помните, что некоторые виды подарков связываются с народными приметами: носовые платки располагают к ссоре или слезам, не принято дарить на свадьбу острые и режущие предметы.
Важно красиво и со вкусом оформить подарок: завернуть в яркую красочную бумагу, перевязать цветной ленточкой. Не забудьте по возможности удалить из подарка ценник или чек. Чек может быть сохранен лишь в том случае, если в качестве подарка выступает предмет, проданный с гарантийным сроком службы.
Совсем непростой вопрос, как дарить подарок. От того, как вы преподнесете свой подарок, зависит и то, какой он произведет эффект. Играет роль, как вы передадите подарок - лично или через кого-то. Постарайтесь, чтобы ваш подарок не пришел с опозданием.
При вручении подарка не стоит украдкой класть его куда-нибудь в уголок, а надо вручить, здороваясь с хозяином (именинником) или сразу после того, как вы разденетесь. Не забудьте при этом сказать несколько теплых слов.
Важно уметь не только дарить, но и принимать подарки.
Вежливый человек, получив подарок, тут же, в присутствии дарившего, развернет его, похвалит и поблагодарит.
Очень невежливо отложить подарок, даже не развернув его. Если даже подарок пришелся вам не по вкусу, постарайтесь даже намеком не обнаружить недовольство.
Старайтесь любой подарок принимать с улыбкой.
Если женщине преподнесли цветы, то она должна тотчас поставить их в вазу - просто положить их было бы невниманием с ее стороны.
Выражайте благодарность и восхищение дарившему так, чтобы не сконфузить гостей, явившихся с более скромными подарками или вообще без них.
Если вам преподнесли конфеты или торт, не забудьте угостить присутствующих.
Если вы почему-либо не считаете возможным принять подарок, то откажитесь от него решительно, но тактично, сохраняя полное спокойствие. Неверно было бы сначала колебаться, а потом все-таки принять подарок. Если вы бесповоротно решили не принимать подарка (не хотите чувствовать себя обязанным), то должны найти достаточный аргумент, объяснить отказ твердо, но вежливо. назад
Денежные отношения
Во все времена и у всех народов в этих вопросах уважалась точность, честность, щепетильность.
Если у вас имеются перед кем-либо денежные обязательства, они должны быть выполнены в срок.
В случае же когда по какой-либо весьма-весьма уважительной причине вы не можете этого сделать, обязательно сообщите о том тому, кому надобно сообщить. И уточните с его разрешения возможность или невозможность перенести этот срок.
В последнем случае вы обязаны сдержать свое слово. Противное считалось и считается бесчестным и безнравственным.назад

Copyright "Alexystem" Все права защищены. Perikl@yandex Founded in 02.12.2002 by Alex Seregin

Hosted by uCoz